21 сентября 2016 г.

Азбука вышивальщицы: бисер






  -  бисер








Слово бисер произошло от арабского «бусра», «бусер», и  означает  оно » фальшивый жемчуг». Вышивка бисером известна еще с времен глубокой древности, но наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. 

фото с сайта музея "Виктории и Альберта" 


В Средневековье центром изготовления бисера была Венеция, снабжая им и Восток и Запад. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы. Главная  из которых - Богемия.

Стеклоделы Богемии создали свою технологию. В состав стекла они ввели вместо соды древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название «лесное стекло». Наряду с крупными изделиями на богемских заводах изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. 

фото с сайта музея "Виктории и Альберта" 

Новый этап в истории начался с основания производства бисера в Японии. В 1949 году основана компания Miyuki, а в 1951 году появилась компания TOHO. Оба производителя выпускают бисер высшего качества и постоянно пополняют свой ассортимент новыми формами и оттенками. В 1982 году компания Miyuki выпустила революционный цилиндрический бисер, названный Delica. TOHO не отстает от своего основного конкурента, в их линии бисера также есть цилиндрический бисер, который называется Treasures. Новейшие технологии и непрерывный контроль за производством позволяют японцам выпускать поразительно ровный бисер с покрытием, гораздо более устойчивым ко внешним воздействиям, чем у других компаний. В 2000 году TOHO запустили линию бисера под названием Aiko, который заслужил право называться самым ровным бисером в мире. Помимо обычного круглого бисера и стекляруса японские фирмы выпускают бисер сложных форм: капли, магатамы, треугольный, кубический и шестигранный бисер.

фото с сайта музея "Виктории и Альберта" 


Бисер в России

В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Главными поставщиками бисера в Россию были Венеция и Германия. С увеличением бисерного рукоделия существенно вырос спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса. 

Табачница1830-е гг. Россия
Музей народного искусства им. С.Т. Морозова

И вот, в 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Через два года фабрика выдала свою первую продукцияю: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. К сожалению фабрика просуществовала всего 10 лет, закрывшись после смерти М. В. Ломоносова в 1765 году. Но благодаря изготовленному на фабрике стеклярусу, мы можем любоваться шедевром  мирового искусства дворцовых интерьеров - Стеклярусным кабинетом Китайского дворца в Ораниенбауме.


Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.
Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями по рисунку художника венецианской школы Серафино Бароцци, под руководством Марии де Шель. 

Современное многообразие форм, размеров и расцеток бисера позволяют рукодельницам не ограничивать свою фантазию. Бисером вышивают картины, иконы, сумочки, кошельки, украшают одежду и обувь, плетут украшения. Порой это настоящие произведения искусства!

Хотите попробовать? Схемы для вышивания бисером можно найти в этих книгах представленных в свободном доступе


скачать книгу можно здесь  и здесь

скачать книгу можно здесь

скачать книгу можно здесь




Удачи и приятного творчества!


--------------------------------------------------------------------------
Copyright © Mirolika embroidery, mirolika.blogspot.ru, 2016


4 комментария :

  1. Как познавательно,Оля!Спасибо!
    Все чаще мне нравятся работы, где сочетается вышивка крестом или гладью и бисер.Это придает завершенности работе.Своеобразное ТЧК!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валя, я как раз недавно смотрела на вышивку гладью сочетаемую с вышивкой бисером и подумала, как же это невероятно красиво)) Согласна!

      Удалить
  2. Оля, спасибо!! Очень интересно! Надо же, живу в 10 минутах езды от китайского Дворца в Ораниенбауме и не знала, что в нем есть Стеклярусный кабинет! Срочно пойду любоваться! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что понравилось! Если будет возможность, то было бы любопытно узнать твое мнение, какой он, стеклярусный кабинет.

      Удалить